Гостевая книга

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

 У кого сохранились фотографии прошлых лет,  присылайте их вместе с комментариями для нашего фотоархива .

 

Откроем эту страничку Очерком-экскурсией по Кишинёву 1960-х гг

http://www.youtube.com/watch?v=Zd_POx1oC6w&feature=player_embedded
 

А теперь давайте вместе совершим экскурсию по старому Кишиневу. 

Главная улица Кишинева

 

С самого начала, как Кишинев получил статус города, главная улица  называлась  Московской (Бессарабия была частью России). Правда, есть версия, что до 1840-го улица называлась Миллионной. Застраивать эту главную улицу начали уже в 1817 году. Тогда в Кишиневе появилась первая больница – Земская. Она часто перестраивалась, а после войны и вовсе пришлось восстанавливать здания больницы. Действует это лечебное учреждение и поныне – это городская больница, строения которой являются памятником архитектуры местного значения. В 1901 году архитектором Владимиром Цыганко (который, кстати, спроектировал здание нашей 34 школы!), была спроектирована церковь Земской больницы: сегодня это небольшой уютный храм.

Пожалуй, больница – самое старое строение, сохранившееся на главной улице города. Вторым по старшинству я бы отметил Пушкинский парк, где еще сам Александр Сергеевич Пушкин гулял. Ныне это парк Штефан чел Маре.

В 1877 году центральная улица стала называться улицей Александровской, в честь российского императора Александра II. Памятник ему стоял у входа в Пушкинский парк, где потом установили памятник Сталину. Кстати, в Кишиневе был и памятник Александру I. На его месте был установлен впоследствии памятник Ленину.  

В 1924 году главную улицу стали называть Александру чел Бун – именем молдавского господаря. В 1931 году ее зачем-то разделили на две части: от площади Великого Национального собрания в сторону железнодорожного вокзала она называлась Александру чел Бун. А другая сторона – Короля Карла II. В советские времена главная магистраль Кишинева именовалась проспектом Ленина, а сегодня это бульвар Штефана чел Маре.

Только по старым фотографиям можно представить, как выглядела улица 100 лет назад. Тогда по ней курсировали конки, потом – трамваи, ездили экипажи, в маленьких магазинчиках продавалось французское белье, нежные кондитерские изделия, а при гостиницах стоял швейцар в причудливой одежде. Кстати, когда смотришь на старые фото, удивляешься: улица выглядела солидной. Там не было убогих домишек. Она была вымощена булыжником и освещена. Одним словом - главная улица.

 

Триумфальная Арка



На центральной площади Кишинева - Пяца Марий Адунэрь Национале (Площадь Великого Национального Собрания) расположено ее старейшее сооружение - Порциле Сфинте (Святые ворота). Построенные как Триумфальная арка в 1840 году архитектором И. Заушкевичем в честь побед русской армии над турками, они предназначались для установки 400 пудового колокола, отлитого из трофейных пушек.

Интересна история создания арки. Участник русско-турецкой войны и Отечественной войны 1812 года бессарабский генерал-губернатор М. С. Воронцов обратился к императору с Ходатайством о том, чтобы отпущено было на отлитие колоколов 1500 пудов меди. И царь Николай I дарит кишиневскому собору часть турецких пушек, захваченных в качестве трофеев и находящихся в Измаильской крепости. Но где отлить колокола? Везти орудия в Киев или в Москву по бездорожью охотников не нашлось. Оставался единственный выход - отлить колокола на месте, в самом Измаиле, куда и пригласили из Киева колокольных дел мастера Василия Лосенко. Прямо во дворе крепости соорудили плавильную печь и формы. И отлил Василий Лосенко пять колоколов: колокол-великан в 400 пудов, второй - вдвое легче, третий - в 100 пудов, четвертый - в 50, а последний, самый маленький в 25 пудов. В это время граф Воронцов отдал распоряжение отремонтировать дороги, ведущие из Измаила в Кишинев. Военное ведомство разработало наиболее удобный маршрут. Колокола водрузили на специально изготовленные подводы, и караван отправился в путь. В Кишиневе же выяснилось, что слишком узки проемы окон звонницы для колокола-великана. И тогда родилась идея - "сделать для сего колокола особую пристройку... с тем, чтобы... под сводом оной можно было поместить колокол и городские часы ". То есть, решено было построить арку, которая должна была стать одновременно и звонницей, и триумфальным сооружением в честь побед русского оружия над оттоманским воинством, и торжественным въездом в Соборный парк. Разработать проект поручили архитектору И. Заушкевичу, за основу тот взял проект Триумфальной арки в Риме. 3 августа 1839 года колокол был поднят и прочно укреплен на еще строящейся арке, а к концу 1840 года Триумфальная арка предстала во всей своей красе перед взорами кишиневцев: строгое квадратное сооружение из тесаного белого камня в тринадцать метров высотой. Специально для нее в Австрии были куплены большие часы. Для присмотра за часами епархиальным начальством, а затем городской думой ассигновалось двести рублей ежегодно; и вручались эти деньги одному из лучших часовых мастеров города, получившему право взять куранты под свой контроль. В наше время два колокола соединены с часами и звонят механически. Каждую четверть часа "подает голос" самый маленький колокол, каждый час - тот, что побольше. Много событий, имен помнит Триумфальная арка... Помнит она и День Победы

 

 

Банк

Изначально здание проектировалось и строилось, как здание городского банка, по решению Городской Думы Кишинёва. В 1902 году был объявлен конкурс архитектурных проектов. В ходе конкурса был отобран проект инженера Михаила Чекеруль-Куша. Проект получил одобрение выдающегося архитектора А. Бернардацци, который, по некоторым сведениям, консультировал молодого инженера. Монументальное здание было задумано в классическом стиле с элементами романтизма. Строительство здания Городского банка на Александровской улице началось в 1903 году. Завершено оно было только в 1911 году.

В построенном здании сочетается монументальность и легкость. Строение оформлено четырёх колонными коринфскими портиками ордера, как со стороны главного, так и со стороны боковых фасадов. Строение было богато украшено скульптурами. Над центральным входом банка была установлена статуя Меркурия – древнеримского  бога торговли. Именно эта статуя не сохранилась до наших дней. Причиной послужило то, что обнаженная натура на одном из центральных зданий не устроило советских чиновников. От статуи отбили по их указаниям «мужское достоинство», чего скульптура не выдержала и начала разрушаться. В настоящее время то, что осталось от этой скульптуры, находится на складах выставочного цента «Moldexpo» и, к сожалению, недоступно для широкого обозрения.

В годы Второй мировой войны, когда остальные здания центра Кишинёва серьёзно пострадали от бомбёжек, здание Городского Банка осталось практически неповреждённым. Потребовалась только реконструкция скульптур львов, оформляющих фасад здания.

В советское время в здании располагался Госбанк СССР.

Решение о размещении в здании концертного зала было принято Бодюлом при непосредственном участии его дочери, органистки Светланы Бодюл, закончившей Московскую консерваторию и мечтавшей о том, что в Кишинёве появится достойный зал для концертов классической музыки. Реконструкция здания под концертный зал началась в 1975 году и была завершена в 1978 году. Перестраивалась только внутренняя часть здания, экстерьер был сохранён. В зале, под который был переделан зал банковских операций, было размещено 555 мест для слушателей.

В зале был построен орган, содержащий 3000 труб.  

После открытия в Органном зале выступали множество известных музыкантов. Среди них Игорь Ойстрах, Владимир Спиваков,  ансамбль Московской филармонии, Государственный камерный оркестр России под управлением Виктора Третьякова и другие звезды классической органной и камерно-инструментальной музыки из разных стран.

 

Здание, которое сейчас занимает кинотеатр «Патрия», было построено около 1890 года по заказу бессарабского дворянского собрания. В нем проходили не только заседания, но и концерты, выступали Есенин, Маяковский, Рахманинов. В 1921 году здесь открылся национальный театр, работавший до 1935 года. Поскольку часть дома была деревянной, возникла идея его перестроить. Успели возвести кирпичные стены – и началась война…

 

В 1885 году, на деньги, собранные кишиневцами по подписному листу (1000 рублей золотом) был установлен памятник А.С.Пушкину, работы скульптора А.Опекушина. Кишинев стал вторым городом в Российской империи после Москвы, где был установлен памятник великому поэту.

 

 

Две фотографии и две тайны Пушкинского парка

 

Когда мне исполнилось 7 лет, в моей жизни произошло два важных события– я пошел в школу, и впервые взял в руки фотоаппарат. Снимать я начал отцовским довоенным ФЭДом. Мало, кто помнит сейчас о таком аппарате, а в свое время он был популярен. Известная всем «Смена» только начинала появляться, и была мне еще недоступна. Аббревиатура «ФЭД» означает Феликс Эдмундович Дзержинский, так как аппарат собирался в детской колонии им. Дзержинского. Кстати, у этого нашего семейного фотоаппарата интересная история и судьба. Он прошел в руках отца всю войну, а сейчас занимает почетное место в Парижском музее фотографии – подарок нашему другу французскому фотографу и автору многочисленных книг по фотографии Жан Лю Принселю (Jean Loup Princelle).

Возвращаясь к моим первым фотографиям, я хорошо помню, что начинал учиться фотографировать неподвижные объекты – так было проще! В этот класс попадали в основном здания, деревья и памятники. Перебирая и просматривая старые негативы, я отобрал 2 фотографии, которые могут представлять некоторый интерес для нашего сайта.

 

 

Одна из моих первых фотографий. Памятник И.В. Сталину перед входом в Пушкинский парк. Кишинев, 1954 г. /М.Назаров/

На первой фотографии, сделанной в 1954 году, изображен памятник И.В. Сталину. Памятник был установлен в 1945 году у входа в Пушкинский парк на том месте, где раньше был памятник Александру II, разрушенный пьяными солдатами в  1917 году. Этот акт вандализма истории известен, а вот что стало с памятником Сталину, история умалчивает. Известно только, что он исчез за одну ночь в 1957 году. Был ли он демонтирован и увезен в неизвестном направлении или разрушен, об этом не принято спрашивать, тем более, что ответа на этот вопрос нет.    

     

У Пушкинского парка есть еще одна неразгаданная тайна – мраморные львы. Дремлющие львы находятся в центре парка у фонтана и охраняют Аллею классиков.  Они хорошо знакомы каждому кишиневцу, многие из которых в юном возрасте фотографировались верхом на этих львах. Не устоял перед таким соблазном и я.

 

А это у наших знаменитых львов в Пушкинском  парке

Однако, как и когда попали они сюда, кто автор этих скульптур, нам неизвестно. Это пока одна из неразгаданных тайн парка. Самое интересное, что они в точности совпадают с двумя Аркасовскими львами из города Николаева. Случайное ли это совпадение? Про последних известно почти все. Эти львы стояли  перед парадным входом в дом Аркасов. В свое время они были выписаны адмиралом Н.А. Аркасом из Италии и сделаны из Родосского мрамора. Старые, уставшие от многочисленных событий и времени львы, после войны были перевезены в центр главной улицы Николаева - к Каштановому скверу, где и сейчас они, как молчаливые стражи города, наблюдают за жизнью  горожан.

 А кто раскроет тайну Кишиневских львов?

 Михаил Назаров, ноябрь 2011

 

 

Кишинев, 1945. Дом А.С.  Пушкина

Так выглядит дом А.С.Пушкина в 2011 г.  

 Кишинев, 1947

Конструктор сайтов - uCoz