Из истории нашей школы
История кишиневской школы №34 начинается с октября 1945 года. В это время начались занятия в только что открытой, тогда еще начальной школе №34. Здание школы располагалось на углу Колодезной и Мещанской (в наши школьные годы Александри-Мичурина), сегодня обе улицы опять переименованы. Тем не менее, многие помнят сохранившееся здание, которое было многократно реставрировано, и в последние годы отдано под столовую Совмина.
Первым директором школы была Мария Сергеевна Булярская. Мне повезло в том плане, что я хорошо знаком с ее внуком Сергеем Викторовичем Булярским, с которым мы проработали более 20 лет на кафедре физики Кишиневского политехнического института. Сергей Викторович – известный ученый, доктор физ-мат наук, профессор Ульяновского университета. Вот, что он вспоминает о Марии Сергеевне: «Мария Вишневская, в замужестве Булярская, родилась 15 марта 1900 г. в г. Одесса. Ее отец Сергей Вишневский был дворянского происхождения, вел свободный образ жизни, часто проводил время за границей. Он умер не за долго до революции. Маруся жила со своей матерью. В детстве, до 15 лет, она воспитывалась в пансионате для благородных девиц, где получила весьма приличное образование. Свободно владела французским, немецким языками, и до конца жизни с удовольствием читала книги на этих языках. Хорошее образование определило выбор профессии – учитель. После революции 1917 г. средства к жизни были утеряны. Мария Сергеевна вышла замуж за телеграфиста Ивана Булярского, который практически сразу после рождения сына Виктора в 1919 г. уехал к родственникам в Польшу и к семье не вернулся. Молодая женщина с маленьким ребенком на руках и матерью бежала из голодной, разрываемой гражданской войной Одессы. Она вынуждена была скитаться по деревням и селам Бессарабии и югу Украины, где давала частные уроки, а затем стала учительницей в школе. Там она познакомилась с Голубовым Дмитрием Григорьевичем с которым прожила до конца жизни. В конце 30-годов она поступила на заочное отделение Тираспольского педагогического института, который закончила непосредственно перед войной. К этому времени она была членом КПСС. С началом войны в 1941 г. эвакуировалась с семьей в г. Пятигорск. В 1945 г. вернулась в г. Тирасполь и была направлена партийными органами в г. Кишинев для организации образования в Молдавии. В 1951 г. уехала в с. Суклея Тираспольского района, где стала завучем Суклейской средней русской школы. Она говорила, что переезд был связан с моим слабым здоровьем и плохими условиями, в которых мы проживали. Жили мы в подвале 34 школы г. Кишинева, которую она организовала и была первым директором. В с. Суклея она продолжала активно заниматься общественной работой и преподавательской деятельностью. Была на руководящей работе в партийной организации, избиралась депутатом сельского совета, награждена орденами СССР: «Знак почета», «Трудового красного знамени», тремя медалями, в том числе «За доблестный труд», нагрудным знаком «Отличник народного образования МССР». Умерла Мария Сергеевна в 1979 году. Похоронена в с. Суклея, рядом со своим мужем».
Первый директор 34-ой школы Мария Сергеевна Булярская
Вторая внучка Марии Сергеевны, Людмила Алексеевна Антониу – отличник просвещения СССР, по-прежнему проживает в Кишиневе. Мне удалось с ней встретиться, и она рассказала, что их семья переехала в Кишинев в послевоенный 1945 год. Жили в полуподвальном помещении, а на первом этаже открыли 34 школу, директором которой и назначили Марию Сергеевну. Люда пошла в первый класс этой школы в 1946 году. Классов было всего несколько с первого по четвертый. Учеников было немного, в их классе было около 20 человек, но и для них места не хватало: за каждой партой сидели по три-четыре человека. Недоставало учебников, не было тетрадей, наглядных пособий. К тому же еще страшный голод 1946-47 гг. Учителя пытались помочь детям, распределяя американскую помощь в виде одежды и продуктов. И все-таки, каждый из тех, кто работал здесь, был уверен, что настанет время, когда город залечит военные раны и в школе появится все необходимое для воспитания и обучения подрастающего поколения. В 1951 году 34 школа отметила новоселье, и переехала в 3-х этажное здание с большими коридорами и светлыми комнатами по улице Острожской (Островского, Лэпушняну) 2, что находится на углу с Киевской (31 августа). Это здание мы помним все, так как пришли сюда в 1953 году, но не все знают его историю, а она очень интересна. В Кишиневском национальном архиве мне удалось разыскать много любопытных материалов, связанных с этим зданием. В следующем 2012 году мы будем отмечать 110-летие этого хорошо сохранившегося здания, которое было построено в 1902 году по проекту архитектора Цыганко. Вот, как оно выглядело на почтовой открытке сто лет тому назад.
В этом здании в первой половине 20-го века располагался Детский приют Бальша. (Егор Бальш, происходивший из албанского рода, внес огромный вклад в дело образования бессарабского дворянства. Он учредил в 1845 г. в Кишинёве детский приют на сто мальчиков – первое в Бессарабии частное благотворительное заведение. К инициативе Бальша одобрительно отнеслись при царском дворе, ему был пожалован орден св. Анны III ст.)
В 1911 году к зданию приюта была пристроена церковь, которой не было на предыдущем снимке.
Вместе с пристройками, предназначенными для кулинарной школы, прачечной, больницы – приют стал профессиональной школой, где дети проходили положенный по программе курс обучения и учились разным ремеслам. Достигнув 16 лет, воспитанники возвращались к родителям или родственникам. Наиболее способных определяли в местные училища или гимназию. Со временем это здание стало достопримечательностью Кишинева. Его, как образцовое здание, демонстрировали знатным гостям города. Несмотря на все внешние и внутренние переустройства, приют продолжал носить имя человека, на чьи средства был создан. Во времена, когда Бессарабия была присоединена к Румынии, в этом здании находилась школа. Вот архивный документ, подтверждающий это.
В разные послевоенные годы здесь располагались: - Кишиневский Педагогический институт - с 1944 по 1951 годы. Здесь, в здании нашей школы учился на заочном отделении будущий Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У. Черненко. В архиве даже удалось найти выписку из его зачетной ведомости, чтобы развеять всякие сомнения
Елизавета Васильевна Кирилюк подтверждает этот факт. Будучи студенткой госуниверситета, она частенько заходила в пединститут на танцы, но со студентом-заочником К.У. Черненко встретиться и познакомиться ей не удалось.
С 1951 года по настоящее время в этом здании находится Школа №34, ныне лицей им. Антиоха Кантемира. В разные годы школа делила здание с другими организациями. Иногда у школы оставался только 1-й этаж правой части здания, выходящей на Киевскую улицу и весь подвал. С 1952 по 1958 год всё здание принадлежало школе, на первом этаже были начальные классы, а на втором этаже старшие классы. Между лестничными проёмами на стене висел огромный портрет Сталина во весь рост. На колоннах в вестибюле висели Доски почета. Во дворе школы было ещё одно здание - здание спортивной школы СДРШ - Спортивная детская Республиканская школа. Позже её переименовали в РДЮСШОР - Республиканская детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва.
Вот, что осталось от нее сегодня. Снимок сделан 1 сентября 2011 года.
В школьном дворе в наше время располагалась баскетбольная и волейбольная площадки. Вдоль площадок была высажена аллея тополей, и на этой аллее мы сдавали нормы ГТО по бегу на 60 и 100 метров. На втором этаже школы был актовый зал, где проходили выпускные экзамены. Там же проводились выпускные вечера. Актовый зал располагался прямо над вестибюлем. В 1972 году Актовый зал переехал в новое здание школы, а старое помещение разбили на кабинеты - 15, 17 и 19. В настоящее время Лицей снова владеет всем зданием. В нём расположена начальная школа.
Сейчас холл выглядит так:
Продолжение истории школы читайте в газетных вырезках и в наших воспоминаниях, которые приводятся ниже
Михаил Назаров
Репортаж из школы №34 первого сентября 2011
В этом году после долгого перерыва мне повезло оказаться снова в Кишиневе. И, конечно, я воспользовался такой возможностью посетить 1 сентября нашу родную 34-ую школу. Впечатления неоднозначные, но я постараюсь быть объективным и описать достоверно, как положительные, так и отрицательные эмоции. Если театр начинается с вешалки, то школа начинается со школьного двора. Очень грустное впечатление произвел школьный двор. Старого школьного двора, который мы помним с баскетбольной и волейбольной площадками, тополиной аллеей, маленьким уютным ботаническим садом и оранжереей в конце двора, уже давно нет. На его месте стройка, напоминающая скорее помойку.
Старый двор школы Новый двор школы
Двор новой школы – лицея Антиоха Кантемира представляет еще более печальное зрелище – груды неубранного мусора, разрушенное здание спортивной школы и, кажется, это надолго. Вход в школу со двора, которым мы всегда пользовались, глухо и надолго (а может быть и навсегда) заперт. На месте туалета и столовой сейчас находится типография.
На левом снимке типография на месте туалета. На правом снимке вход в школу со двора
Не будем больше о грустном, давайте войдем вместе внутрь школы и пройдем по знакомым коридорам, заглянем в классы и вдохнем вновь давно забытый аромат школьных лет. На входе в школу меня приветливо встретила Валентина Григорьевна Олейниченко, проработавшая в школе №34 с 1960 года более 40 лет преподавателем начальных классов. Она прекрасно помнит всех наших учителей и долго может рассказывать об истории школы, о ее замечательных традициях, о времени и о себе. Беседа продолжалась больше часа, вспомнили Бориса Давыдовича Раковера – основателя математических классов, Семена Александровича Зониса, нашего классного руководителя (кстати, он ей подарил в свое время кожаный очечник, который она мне показала и пользуется им до сих пор), Нину Ивановну Иванову, с которой она проработала долгие годы и очень дружила. Она поддерживает связь с Елизаветой Васильевной Кирилюк, Ириной Дорофеевной Храмовой, Виктором Федоровичем Сенкевичем, который продолжает работать преподавателем физкультуры в 4-ой школе.
Валентина Григорьевна Олейниченко
Валентина Григорьевна согласилась дать краткое интервью для нашего сайта: «34 школа начала функционировать с 1945 года с 1 класса по 7 класс. Первым директором была Мария Сергеевна Булярская. В 1951 г. школу переместили на угол улиц Н.Островского и Киевской. После пристройки нового здания основной фасад школы, которую переименовали из школы им. Н. Островского в лицей Антиоха Кантемира, стал выходить на улицу Госпитальную, ныне Тома Чорбэ, и адрес школы изменился – теперь он значится, как Т.Чорбэ 5. Количество учащихся с каждым годом росло. Когда я (Брагина –Олейниченко Валентина Григорьевна) в 1960-61 учебном году пришла работать, занятия в школе проводились в три смены. 3-я смена – вечерники. В то время директором школы была Подгайная Тамара Алексеевна, она сменила Малеева Ивана Степановича, завучем был Кульчицкий Всеволод Иванович. В 1973 году много пришлось потрудиться директору Подгайной Т.А. чтобы сделать пристройку к старому зданию школы. Пристройка получилась в 4 этажа и почти на квартал. Благодаря таким преподавателям математики и физики, как Раковер Б.Д., Зонис С.А., Файнштейн Е.Б., наша школа была в республике с математическим уклоном. На базе нашей школы был проведен слет математиков математических школ Советского Союза. Под руководством завуча школы Жуковой Нели Ивановны наши учителя-математики принимали участие в слете математиков в г. Горьком, а на следующий год принимали математиков Союза у себя. Для делегации слета математиков мы организовали экскурсию в винные подвалы Малые Мелешты. Участники слета математиков россияне были в восхищении от увиденного и дегустации вин. Слет прошел на ура! Прекрасно были даны уроки. Открытые уроки давали как учителя начальных классов, так и старших. Наша математическая школа им. Н.Островского в 1981-82 уч. году была представлена на ВДНХ по разным направлениям обучения учащихся. Например, проблемное обучение, внедрение липецкого опыта «обучая, проговариваем» и др. Школа гремела в республике 100% поступлением в высшие учебные заведения Союза ССР». Напоследок Валентина Григорьевна показала мне ряд уникальных фотографий наших учителей, которые я переснял и поместил в раздел «Наши учителя».
Дальше мой путь лежал от центрального входа через старое здание школы в новое. Знаменитая лестница, которая вела из парадного вестибюля на второй этаж, напрочь замурована. Единственный проход остался через боковую лестницу около старого входа со двора, который сейчас закрыт. По пути заглянул в несколько классов, сейчас они называются кабинетами. Даже кабинет шахмат есть! А вот так выглядит кабинет биологии. Его руководитель Тамара Князева, активно пользуется Интернетом, регулярно посещает «Одноклассники» и сайт нашей 34 школы, где с ней можно связаться, и обещает всяческую поддержку.
Кабинет биологии Стены и окна во многих кабинетах старого здания школы те же, что и были при нас 50 лет тому назад, только парты новые. Из того, что приятно удивило – это просторный читальный зал и большая библиотека на первом этаже. Раньше этого не было.
Читальный зал и библиотека 34-ой школы
Проходя по третьему этажу, зашел в кабинет истории, где с разрешения Елизаветы Васильевны переснял сохранившиеся стенды об участниках Великой Отечественной войны. Музея, который был при нас и архива школы им. Н. Островского, не сохранилось. Как объяснил директор школы, Юрий Ярославович Рекса, сейчас для лицея Антиоха Кантемира - это не актуально. Чем ближе я подходил к директорской, тем больше на стенах красиво оформленных стендов и школьных достижений!
Школьные достижения
Беседа с директором о предстоящем 50-летнем юбилее нашего выпуска в целом вызвала его поддержку и оставила надежду, что школа будет рада этому событию. Юрий Ярославович даже пообещал пригласить местное телевидение! На этой оптимистической ноте закончу свой краткий репортаж из школы в День знаний – 1 сентября 2011 года.
Михаил Назаров
Из воспоминаний о школе"Школа наша, созданная должно быть в 1945 году, была, как тогда говорили «смешенная». В большинстве кишиневских школ, как некогда в гимназиях, было принято раздельное обучение мальчиков и девочек. А в нашей - мы все обучались вместе. Парадный вход в светлый вестибюль был с ул. Киевской. Классные комнаты 1-го этажа располагались вдоль коридора, окна их выходили на ул. Н.Островского. В классах было темновато из-за больших деревьев. Коридор в другую сторону был короткий, из него был вход в Учительскую. На 2-й этаж вела широкая чугунная лестница (вы ее можете увидеть на фото внизу). Ступени ее с тисненым узором и просветами между ними, делали лестницу легкой и от топота многих ног- звонкой. Кстати, на перилах лестницы сейчас можно увидеть специальные набойки. В наше время их не было, и мальчики очень любили скатываться по перилам! На 2-м этаже тоже были классные комнаты, а еще пионерская комната, мед.кабинет. Два класса, над вестибюлем и угловой, были разделены раздвижной перегородкой и по праздникам превращались в актовый зал со сценой и широким балконом. Балкон нависал над парадным входом и опирался на солидные квадратные колонны. На нашей памяти двери на балкон открыли один раз, в наш выпускной вечер. Вот мы и сидели там, как на краю гнезда, отталкивайся и лети во взрослую жизнь. В школе нашей был сильный учительский коллектив и знания давались соответствующие. Был математический кружок в наше время, а с 1964-65 года был открыт математический класс, в который стремились попасть одаренные ребята из всего города. Был танцевальный кружок, который порой работал даже летом для тех, кто оставался в городе. Занятия были серьезные, почти балетные. Так что некоторые выпускники смогли сделать танцы своей будущей профессией. Школьный коллектив художественной самодеятельности занимал первые места на городских смотрах. Школа носила имя героя Гражданской Войны писателя Н.Островского и в школе был посвященный ему музей. В коридоре висели репродукции с картин русских художников 18-19в.в.(*) Было и обучение в производственных мастерских. В средних классах мы учились резать по дереву стамеской и орудовать напильником. Полагалось изготовить металлический молоток, что многим удалось. Мастерские располагались в подвальном этаже школы. Поскольку наш выпуск попал под программу политехнизации школы, обучение в школе продлили до 11-и лет за счет увеличения количества уроков труда до 9-и в неделю. Мальчики на авторемонтном заводе обучались токарному делу и получали квалификацию "Токарь 3 разряда". Девочкам повезло больше, для них была оборудована швейная мастерская, где учили шить все вплоть до пальто. За пальто взялись не все, но квалификацию «Швеи легкого женского платья» получили заслуженно. Выпускные платья себе сшили самостоятельно и не только эти платья. Было организовано швейное ателье, куда приходили взрослые заказчицы. Выручка накапливалась. На эти деньги после 10-го класса мы ездили в Одессу. Вообще в школе была традиция летних поездок в интересные города. Мы были в Севастополе, Ялте, Москве, Ленинграде, Киеве. Будучи детьми, мы смогли увидеть то, чего не было в нашем городе. Большие памятники и музеи, метро и мавзолей, Кремль и белые ночи, Арбат и Набережную Невы. Это расширило наше сознание и придало нам смелость поехать в эти города учиться. Многие из нас так и не вернулись в родной Кишинев. Но мы храним любовь к родной школе и благодарность нашим учителям за их добросовестный труд и отеческую заботу о нас всегда." Ольга Шехованова (* ) «Многие из наших одноклассников были экскурсоводами по этой импровизированной галерее. Кажется, это была идея Елены Парфентьевны, нашей классной руководительницы. Она предложила нам выбрать любимого художника, подготовить о нем небольшой рассказ и попробовать себя в роли экскурсовода. Для нас, шестиклассников, это было что-то новое, необычное и интересное. Я помню, выбрал тогда И.К.Айвазовского, и с большим удовольствием прочитал о нем все, что было доступно. Может, именно тогда я полюбил море, и эта любовь сохранилась на всю жизнь. Уже значительно позже, будучи в Феодосии в картинной галерее Айвазовского или в Питере в Русском музее, глядя на «Волну» или «Девятый вал», я всегда вспоминал школу и свой первый в жизни доклад об Айвазовском. За нашу инициативу, активное участие в школьной художественной галерее и хорошую учебу наш класс наградили поездкой в Крым (смотри на этом сайте 6»б» едет в Крым)" Михаил Назаров
«Молодежь Молдавии» 25 Октября 1963 г.
КОМСОМОЛИЯ МОЕЙ ШКОЛЫ
Да, это моя школа, средняя русская №34 имени Николая Островского, которую я заканчивал семь лет назад. Человек может очень многое забыть, но он никогда не забудет здания, где он учился, своих любимых учителей, собрания, на котором его принимали в комсомол, выпускного вечера. Каждый раз, когда я прохожу мимо этого здания, в душе рождается какое-то доброе, теплое чувство. С улыбкой гляжу на малышей, облепивших огромный кусок железа, на двух школьниц, продолжающих спор, и сам не замечаю, как оказываюсь в вестибюле. К моим визитам привыкли, расспрашивают о работе, жизни, делятся успехами и достижениями. И особенно много рассказывают о делах комсомолии, о комсомольской романтике. Мне называют интересную цифру. Год назад в школе было 115 комсомольцев, сейчас их 211, а когда я заканчивал десятый класс, нас было немногим более 30, почти столько же, сколько сейчас комсомольцев в одном классе. Часто приходится слышать фразу: у нас скучно, и мне захотелось подробней узнать о романтике школьных комсомольских будней, о том, что скрывается за большим ростом комсомольской организации.
Традиции и героика
Сегодня в школе вечер, посвященный Н. Островскому. По традиции он проходит каждый год в сентябре, и каждый год по-особенному. Отвечает за проведение вечера 11-б. Пока собираются ребята, директор школы Тамара Алексеевна Подгайная рассказывает о подготовке к нему. Мое внимание привлек стенд, подготовленный десятиклассниками: «Есть книги, которые не умирают, есть люди, которые со своей смертью не уходят, а умножаются в новом поколении. Такой Николай Островский». Слова Грибачева. В центре стенда – портрет героя-писателя, выполненный с большим мастерством и любовью ученицей 11-б Людмилой Большаковой. Ниже – фотографии о жизни Островского – дар Шепетовского музея в ответ на переписку, завязанную комсомольцами. О писателе, имя которого носит школа, знают все. О Павке Корчагине вам расскажет подробно любой ученик третьего класса, а о жизни Николая Островского – любой комсомолец. День рождения писателя в школе отмечают лучшей учебой и дисциплиной (получить двойку в эти дни считается неслыханным позором), сбором металлолома, выпуском классных и общешкольных газет и, наконец, большим торжественным вечером. Вечер начался необычно, не с доклада, а с инсценировок эпизодов из жизни Николая Островского. И героев его книг, очень удачно подобранных и музыкально оформленных. Зал с огромным вниманием слушает одиннадцатиклассника Николая Дербунова. И уже кажется, что не просто Колька, а сам Иван Жарков рассказывает о себе. И вдруг зал замер. Выступает Валерий Руденко. В душу каждого проникают взволнованные слова: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему только один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы..». Мне кажется, что именно здесь и начинается воспитание людей будущего, умение жить по-настоящему. Здесь, на ярких примерах жизни героев Островского, дается отпор нытикам и маловерам. Многие школы носят имена великих людей, но многие ли могут похвалиться таким знанием их жизни, как в 34 школе! А ведь это – одно из сильных средств воспитания, одно из действенных средств изучения морального кодекса строителя коммунизма. Вечер заканчивается так же неожиданно, как и начался. Все выступающие хором обращаются к залу: «Слушай, товарищ комсомолец, друг, мой соученик, наша школа носит имя этого человека, будь достоин его!» Вечера памяти Островского стали традицией. Традиционно-торжественными стали и дни приема в комсомол, обязательно на общешкольном вечере с какой-нибудь героической тематикой. Вадик Мазо сейчас секретарь комитета комсомола. Год назад его принимали в комсомол. Сначала лектор тов. Кошев рассказал о делах комсомола Молдавии в годы Великой Отечественной войны. А когда кончилась лекция и многочисленные вопросы, и ребята сидели молчаливо-задумчивые под впечатлением услышанного, начался прием в комсомол. Этот день, конечно, очень трудно забыть, не забудет его и Вадим Мазо и остальные 15 человек, которых принимали в ряды ВЛКСМ. Впрочем, не забудет его и Изя Лейдекер. Ребята припомнили ему и слабую учебу, и стремление всегда казаться комиком. Это было очень обидно на таком торжественном вечере. Изя расплакался. Обидно, но зато очень полезно и для него, и для других. Комсомол – не проходной двор, и принимать в него надо достойных. И все-таки Вадик Мазо считает, что прием в комсомол может быть еще торжественней и ярче. Так считает и Миша Назаров, бывший секретарь комитета, который много сделал для улучшения комсомольской работы в школе. Мы принимаем в комсомол по 11-16 человек сразу. Можно было бы пригласить товарищей из бюро райкома и здесь же, в торжественной обстановке, вручать ребятам комсомольские билеты. Может быть, лучшим подарить в этот день книги с надписью: «В день вступления в комсомол» Традиций много – хороших и нужных. Ежегодно в день рождения Владимира Ильича Ленина бывает праздник «За честь школы». Он обязательно проводится на одном из подшефных предприятий. Традиции и в спорте. Так уж повелось, что первое место по баскетболу должно быть за 34 школой. Нина Раду, Людмила Жиликовская, Таня Потекало, Ольга Мищенко, Света Меличенко считаются лучшими баскетболистками в республике. Третий год подряд второе место по городу занимают ребята по шахматам. И по странной случайности лучшие шахматисты – члены комитета комсомола, возглавляемые перворазрядником Мишей Назаровым. Традиции в художественной самодеятельности. Танцевальный ансамбль школы не раз премировался поездкой в Крым, Москву, Ленинград. И часто бывшие танцоры школы принимают участие в работе Дома Молодежи, в художественной самодеятельности вузов и предприятий. Члены танцевального ансамбля Бидан, Талал, Загороднюк, Малькова, Тележенко, Кудрявцев, Пристав занесены в альбом истории школы. Этих альбомов уже шесть. Сотни фотографий, и каждая – интересный рассказ о делах и романтике комсомольских будней. Традиции в шефской работе, в отдыхе, в помощи младшим классам. Но есть и новые, о которых хочется рассказать отдельно, традици |
Коридор, разделяющий две лестницы. Слева был вход со двора, а правая лестница выходила к центральному входу, который на фото внизу. В вестибюле на колоннах раньше висели Доски почета. Справа и слева двери в наш класс, где мы когда-то учились. |