1-ый ряд снизу, слева направо: Артеменко Виктор Поликарпович, Раковер Борис Давыдович, Храмова Ирина Дорофеевна, Фомина …, Х
2-ой ряд: Острицкая Аннета (Этя) Исааковна, Иванова Нина Ивановна, Трачевская Елена Парфентьевна, Подгайная Тамара Алексеевна, Безручко Анастасия Семеновна, Х, Х,
3-ий ряд: Дубинчик Геннадий .., Матьяж Анна Васильевна, Янова Мария А.., Милая Валентина Пантелеевна, Бондаренко Полина Арсеньевна, Х (преп. Географии), Пашкова Раиса Ивановна (библиотекарь), Сенкевич Виктор Федорович, Артамонов Борис Александрович
4-ый ряд: Х, Х, Карпенко Дарья Павловна, Х, Говоркова Анна Васильевна, Кульчицкая …, Х, Кирилюк Елизавета Васильевна, Гавронская Варвара Ефимовна, Семак Вера Игнатьевна, Х Борис Давыдович РаковерБорис Давыдович родился в Бесcарабии 19 июля 1931 года, он был самым младшим ребёнком в большой семье. Годы войны он провёл в детском доме, и, безусловно, это время наложило определённый отпечаток на его взрослую жизнь. Живя среди таких же детей, он научился выживать и ценить доброе слово и отношение людей. Он также понимал, что нужно становиться на ноги самому: его упорство, способности и энергия открыли ему дорогу в университет и определили его будущее. Конечно же, первым настоящим успехом в карьере молодого учителя было основание математического класса в начале 60-х годов в 34 школе. Наверное, читатели - выпускники этой школы, лучше меня знают, какой популярностью пользовались математические классы, и как дети с разных концов города пытались попасть в класс Бориса Давыдовича Раковера. Попадали лучшие из лучших, самые способные и перспективные ребята и получали не только крепкие и качественные знания в математике, но и имели возможность общаться с умнейшим человеком - открытым, остроумным, добрым, порядочным, достойным, деловым и мудрым. Ведь это же счастье, когда есть такой наставник и Учитель! В 1968 году папа защитил кандидатскую диссертацию, получив степень Кандидатa Педагогических Наук. Это интересный момент, так как говорит о том, что он, действительно, был мастером своего дела, как педагог! Он рос вместе с учениками, постепенно перешёл в Кишинёвский Политехнический Институт, где стал доцентом кафедры прикладной математики. Репутация, которую он приобрёл в Кишинёве, его не оставила и на американской земле. Конечно же, он очень хотел и мечтал о продолжении своей карьеры в Штатах. Благодаря своему упорству и трудолюбию, он опять оказался у доски, он снова мог делать то, что у него получалось на самом высшем уровне. Наша семья переехала в Соединённые Штаты Америки в 1980 году. Папа прожил в Америке 10 очень красивых лет, как в профессиональном, так и в семейном плане. В этой стране у него родились 4 внука, которых он бесконечно любил. Приехав в новую страну с минимальным знанием английского языка, уже через год Борис Давыдович получил место профессора математики в St. John's Fisher College in Rochester NY, http://sjfc.edu/, где он проработал почти 10 славных лет. До сих пор я встречаю его бывших студентов, которые его помнят и любят так же, как его русские ученики. Здесь, на американской земле он получил полное признание и занял своё место прекрасного учителя и любимца у студентов и коллег. Им были совершены многочисленные поездки на международные конференции, одна из них мне запомнилась больше всего: выступление на всемирном конгрессе математиков в Будапеште в 1988 году. Неожиданно он встретился с бывшими московскими коллегами, конечно было о чём поговорить и что вспомнить! Он с таким восторгом и теплом рассказывал об этих встречах, папа же был очень общительным и эмоциональным человеком! Ещё хочется вспомнить то знаменательное событие, когда студенты номинировали Бориса Давыдовича на звание лучшего преподавателя года, и он был избран таковым. Колледж очень широко и красиво отметил это событие, ведь важно то, что его выбрали студенты. И главное, что он всегда умел находить общий язык с людьми, даже когда этот язык был не родным. В американских вузах есть такое понятие, как Office Hours, то есть те официальные дополнительные часы, которые профессор уделяет студентам, нуждающимся в помощи, или отвечает на их вопросы по предмету. У папы таких часов не было: если он был в кабинете, значит, к нему можно было зайти всегда, it was ok! Он ушёл из жизни совсем молодым, 9-го Декабря 1990 года. На последнем поприще Бориса Давыдовича помнят как русского профессора, который находил ключ к сердцу каждого студента, стремящегося увидеть и познать красоту математики. Зная немного американскую систему образования, я думаю, что он внёс новое дыхание настоящего учителя, новую культуру обучения, которую приняли и взяли на вооружение следующие поколения профессоров. Бориса Давыдовича там помнят как русского преподавателя, который не щадил себя и делал всё возможное и даже больше, чтобы быть всегда на лекциях, независимо от состояния здоровья. Когда он был очень серьёзно болен, он понимал, что нужен людям, что его ждут.... и вопреки всему не отменял лекции. В память about Professor Boris Rakover, установлена стипендия для особенно талантливых и одарённых детей в математике. А это значит, что о нём будут знать, и его будут помнить люди на протяжении многих будущих лет. Папа мог ещё жить и жить, работать и делать счастливыми многих людей. Он мог ещё много лет наслаждаться семьёй, новым растущим поколением внуков и дарить им те знания и уроки жизни, которые он так красиво преподносил своим ученикам и своим детям, мне и моему брату Давиду. В одном из писем, Миша Назаров очень хорошо сказал о Борисе Давыдовиче: Как свет далекой звезды уже погасшей, продолжает еще долгие годы светить, так и память о Борисе Давыдовиче сохранится в наших сердцах, пока мы живы. А от себя хочу добавить, что я очень благодарна вам всем, его ученикам, которые столько лет спустя его помнят и любят. Спасибо вам за это. Анна Раковер (skype: annabz4) 10 Февраля, 2011
ДИССЕРТАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГАТроекратное «ура» прозвучало после звонка на урок в классе, едва через порог шагнул учитель. Вопреки правилам школьного распорядка, это шумное проявление чувств не вызвало никаких нареканий. Таким дружным приветствием десятый «В» Кишиневской средней школы №34 имени Н.Островского встретил своего классного руководителя Б.Д. Раковера, преподавателя математики, вернувшегося после защиты в Москве диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Конечно, у каждого диссертанта в ответственный день защиты всегда находится немало сопереживающих – друзей, близких, товарищей по работе. Но, пожалуй, не каждый может похвастаться таким количеством болельщиков. К сотням учеников, выпускников, коллег учителя из Кишинева присоединилась большая группа бывших его воспитанников, ныне студентов московских вузов. Они явились в научно-исследовательский институт общего и политехнического образования Академии педагогических наук СССР, где проходила защита, и первыми поздравили его с блестящей победой – ни одного «черного шара». Научное исследование Б.Д. Раковера целиком построено на педагогическом опыте 34 школы, где математические классы, созданные по его инициативе шесть лет назад, пользуются славой кузницы юных математиков. Почти все выпускники – более 90 процентов – поступили в вузы и избрали физико-математические специальности. Сейчас здесь 4 класса с углубленным изучением математики - 120 девятиклассников и десятиклассников. Диссертация «Алгоритмические аспекты в обучении математики» - принципиальное исследование. За профессиональной формулировкой ее названия кроется стройная система новых форм и методов обучения. Автор впервые в школьной практике разработал и применил новую методику решения однотипных задач с помощью алгоритмов – системы правил для последовательного решения математических вопросов. В официальных отзывах на диссертацию школьного педагога красной нитью проходит мысль: разработанная им алгоритмическая схема способствует развитию творческих способностей и памяти учащихся, последовательного логического мышления, приобретению глубоких математических знаний старшеклассниками. В математике, которую порой считают сухой и даже скучной, Борис Давыдович видит изящество, красоту, поэзию. И такое видение он умеет передавать своим питомцам. А «золотым ключиком» к этому ему служит большой педагогический такт, блестящее владение предметом. У нас не объясняют параграфы, а преподают науку, говорят ребята. Известно, что математика неразлучна с физикой, которой в разной степени одержимы ученики этих классов и преподавание которой поставлено здесь с равной серьезностью. В школе работают клубы юных математиков и физиков. На заседаниях ребята решают сложные задачи, выступают с сообщениями, содержащими элементы исследований. У школы – давний и тесный контакт с Институтом математики, с Вычислительным центром Академии наук МССР. Ученые М. Бушко-Жук и В. Фесенко шефствуют над школьным математическим клубом – читают здесь лекции, предлагают ребятам темы реферативных исследований. Математические классы занимаются по сложной программе, разработанной в Академии педагогических наук СССР. Математике и физике отводится в них почти вдвое больше часов, чем в обычной школе. И стабильных учебников здесь не увидишь. Отличная математическая закалка, даваемая школой, ежегодно приносит ей призы всесоюзных и республиканских олимпиад по математике и физике. Казалось бы, нагрузка велика, задания сложны и объемисты – учащиеся должны уставать куда больше обычного. И вот неожиданный аспект диссертации: среди материалов 5-ого Международного конгресса школьной и университетской гигиены в Праге опубликована, написанная Б.Д. Раковером совместно с кандидатом медицинских наук Т.С. Криворучко работа «Функциональное состояние организма и профилактика утомления учащихся старших классов математического профиля». Как показали обследования, утомляемость на уроках в этих классах значительно ниже, чем в обычных условиях. Урок здесь становится коллективным творчеством увлеченных, живой дискуссией, в которой участвуют все. Звонок на перемену, по словам самих учащихся, всегда неприятная неожиданность.
Р. Захарова, Корр. АТЕМ Кишинев, 1964 Борис Давидович Раковер - Профессор математики и информатики в коледже St. John Fisher, Рочестер, США BDR was full professor of Mathematics and Computer Science. He also taught graduate level courses in the Business Management School of SJFC (St. John Fisher colleage) Борис Давидович Раковер с коллегами на торжественной церемонии, посвященной защите дипломов May 20th, 1984 – St. John’s Fisher College , Graduation Ceremony. BDR walks with the staff co-workers, traditionally students follow the teaching staff. Борис Давидович Раковер с женой Риммой, Рочестер, США, 1985 Boris and Rimma, 1985, Rochester NY В день свадьбы старшего сына Давида. Элеонора, Давид и Борис Давидович Раковер, 1978 (Из семейного альбома Анны Раковер) October 15th, 1978. My brother’s David wedding. David, Eleonora and Dad Борис Давидович с дочкой Аней в день ее свадьбы November 27th, 1982 – Anna wedding day Наши воспоминания«В нашем выпуске 75 человек, и все без исключения помнят и любят основателя математических классов в нашей школе, замечательного и талантливого педагога – Бориса Давидовича Раковера! Эрудит, человек щедрой души, безгранично влюбленный в математику, он привил многим из нас любовь к своему предмету на всю жизнь. А главное, он всех нас научил учиться! Мне хочется открыть эту тему в память о любимом Учителе и попросить всех, кто знал Б.Д., поделиться своими воспоминаниями. Прошло уже почти 50 лет, но я до сих пор помню, как ласково светились его глаза, как он радовался, когда нам удавалось решить какую-нибудь задачку, когда мы могли оценить красоту формулы и полюбить математику так, как любил ее он! У каждого, кто знал Б.Д. остались свои личные воспоминания и впечатления, может быть у кого-то сохранились фото тех лет. Вспомните эпизоды своей школьной жизни, связанные с Б.Д. и поделитесь на этом сайте своими воспоминаниями. Общими усилиями мы по крупицам соберем материал и поможем Ане Раковер, написать книгу об отце. Некоторые фото из своего семейного альбома Аня любезно нам предоставила для размещения на нашем сайте» Михаил Назаров
«Борис Давидович был таким преподавателем, что если в чем я и была уверена после окончания школы, то это в знании математики. И как показала жизнь, не без основания. Но хочу сказать, что Борис Давидович относился к нам по существу отечески, внимательно и уважительно, при сохранении дистанции. Он нас видел! и даже тогда я об этом догадывалась. Посему и сохранилось на всю жизнь теплое чувство. Он вроде даже был нашим классным руководителем одно время, когда ЕП Трачевская стала завучем. Но никаких нотаций, мероприятий не помню. А вот на наше сборище с застольем и вином БД вдруг пришел, спокойно-вежливо посидел с нами не долго, попрощался и ушел. Было ясно, что проверял, но как! Не помню, чтобы кто-нибудь другой вплотную заинтересовался нашей внеклассной жизнью» Ольга Шехованова
«Я помню Бориса Давидовича-человека необычного, который многим из нас, его учеников, дал путёвку в жизнь. Он ехал в Москву пробивать маткласс в нашей школе. Помню, он в шутку предлагал желающим остаться на второй год, чтобы учиться в матклассе, который открыли на год позже. Но я считаю, что с такими учителями, как Борис Давидович и Семён Александрович, официально или нет, мы всё равно что учились в матклассе. Борис Давидович, действительно, любил свою работу. Как сейчас помню его восхищения: "Какая красивая задача!" и предупреждение: "Бойтесь добреньких учителей." Светлая ему память!» Жанна Коренштейн
Елизавета Васильевна Кирилюк
1964, Кишинев. Елизавета Васильевна -классный руководитель 10"в" класса Преподаватель истории. Классный руководитель. Отличник народного образования МССР Родилась в 1929 году в Григориополе. В 1953году закончила исторический факультет Кишиневского Государственного Университета. В нашей школе работала с 1955 года. Вот как говорит об этом времени сама Елизавета Васильевна: «Коллектив школы был молодым, творческим и работать было интересно и ответственно.» Елизавета Васильевна рассказывает о коллегах-учителях и о каждом находит добрые слова, отмечает высокий профессионализм. Говорит, что Б.А. Артамонов был легендарной личностью. Вспоминает, как Б.Д. Раковер организовал математический класс, как благодаря хлопотам многолетнего директора Т.А. Подгайной был построен новый корпус школы. Говорит о выпускниках школы, которых помнит и которыми гордится. Елизавета Васильевна много лет была классным руководителем и выпустила шесть выпусков. Дети ее учеников тоже учились у нее. Нам она преподавала «всю историю» с 5-го по 11-й классы и обществоведение. Всего же ей пришлось преподавать: Историю СССР, Историю России, Всеобщую историю, Историю Румынии, Обществоведение, Философию, Психологию, Граждановедение. Елизавета Васильевна говорит, что сама постоянно училась. В Педагогической академии в Москве, на многих курсах повышения квалификации в Кишиневе. В 70-у годы Елизавета Васильевна руководила созданием школьного Музея боевой и трудовой славы. В музее были представлены материалы о 94-й дивизии, в которой служила Подгайная Тамара Алексеевна, директор школы. Большая часть музея была посвящена герою Великой Отечественной Войны, учителю нашей школы Артамонову Борису Александровичу. Каждый год в день памяти Б.А. Артамонова Елизавета Васильевна водила школьников на его могилу, поддерживала память о нем… Муж Елизавета Васильевна, Кирилюк Павел Максимович, участник Великой Отечественной Войны. Ушел на фронт добровольцем, был во фронтовой разведке. На Таманском полуострове тяжело ранен. После войны закончил филологический факультет Кишиневского Государственного Университета. Стал школьным учителем, директором 56-й кишиневской школы. Они вырастили троих детей. Елизавета Васильевна проработала в нашей школе 55 лет и закончила свой трудовой путь в возрасте 81-го года!!! Ее слова: «Думаю, что давало мне силы так долго работать? Любовь к детям. По моему мнению, дети - лучшие из людей!» 1948, Кишинев. Е.В. Кирилюк - студентка КГУ
Павел Максимович и Елизавета Васильевна Кирилюк в 1955 году.
«Три учительницы» ЕВ Кирилюк, КМ Гольденберг, ТА Подгайная. 2-го января 1960-го года в актовом зале школы. Наверно рассказывают что-то интересное про нас. Кишинев, Пушкинский парк. Учителя 34 школы. 5 слева - Елизавета Васильевна Кишинев, 1999. Елизавета Васильевна с Валерием Ветровым Кишинев, 1999 Кишинев, 7 сентября 2011. Елизавета Васильевна с дочерью Светланой Из воспоминаний
Елизавета Васильевна первая из учителей в силу своей профессии историка рассказывала нам о политических событиях, очень любила, когда мы проявляли интерес к этим событиям, задавали вопросы. Ведь это она должна была объяснять нам и про 21-ый антисталинский съезд КПСС, и про вынос Сталина из Мавзолея, и про разногласия с Китаем, которые начали открыто обсуждаться, когда мы были в старших классах. Если я ничего не путаю, одноклассники в 11-ом классе, когда (и которые) не были готовы к урокам истории, просили меня «завести» «Елизавету» (естественное сокращение – клички у Е.В., по-моему, не было) насчет Китая. Историю я очень любил (и люблю). Е.В. это чувствовала, ей, наверное, было приятно, что ее предмет любят. Самой дорогой похвалой за все школьные годы, полученной мною от учителей в школе были ее слова, когда я пришел сдавать ей зачет – «Спроси меня, Гена, что хочешь». Я этим до сих пор горжусь. В 10-11 классах мы уже были почти взрослые и много о себе мнили. Ко многом учителям у нас были претензии, справедливые или нет – это другой вопрос. А вот Елизавета Васильевна запомнилась мне умной, спокойной, знающей, доброжелательной. Красивой женщиной. Где-то даже аристократичной*). В прошлом году я был у нее – она по сути все та же. Евгений Вайншток *) Гена не ошибся. По отцовской линии Елизавета Васильевна происходит из дворянского рода Клюевских. Ее предок штабс-капитан из Курляндии служил в русской армии под руководством Александра Васильевича Суворова. Участвовал в штурме крепости Измаил. За героизм был награжден грамотой за подписью Суворова и землями в районе города-крепости Бендеры. Впервые я увидела Елизавету Васильевну, когда она еще не учила нас истории. Случилось это в городском летнем лагере, что устраивались для школьников, оставшихся на каникулы в городе. Этот был рядом с домом на родной Киевской угол Мещанской, за дощатым забором. Делать там было особенно нечего. Организованный отдых томил, хотелось домой. Время тянулось медленно. А на территории лагеря, чуть ли не на пеньке сидя, дежурила незнакомая учительница. Нездешняя красавица с часиками на руке, но добрая на вид. Я отважилась подойти и спросить:«Сколько время?». Елизавета Васильевна, а это была она, посмотрела на меня ясным взором и ласково молвила: «Девочка, нужно спрашивать, Который час». Чисто добрая волшебница, палочкой взмахнула. Я ей сразу поверила и с тех пор только так и спрашиваю.
С 5-го класса Елизавета Васильевна стала преподавать нам историю. Ну, с историей тогда все было ясно. А вот Елизавета Васильевна удивляла. Была она всегда эталоном женской красоты и элегантности. Слушать ее спокойный голос и смотреть, как она ходит по классу было одно удовольствие. Представить, что у нее есть семья, дети, бытовые заботы было трудно. Или вот помню, повели нас на экскурсию на мебельную фабрику. Рассказывали о прогрессивной технологии изготовления мебели из древесностружечных плит, облагороженных шпоном ценных пород дерева. Все было ясно. Удивляло одно, что вопросы технологу задавала наша «историчка»! Она внимательно слушала ответы, рассматривала образцы шпона и еще что-то уточняла.. Думаю, я, будущий инженер, только потому весь этот шпон и запомнила.
Ольга Шехованова (Уварова) О Елизавете Васильевне, истории и обществоведении
В Елизавету Васильевну (в дальнейшем Е.В.) были влюблены, наверно, все мальчики нашего выпуска, и я не являюсь исключением. Посмотрите на ее фотографию, и вы убедитесь в этом сами! Умная, красивая, эрудированная, добрая, и все это о ней, о нашей учительнице истории и обществоведения. Уже много лет спустя, когда мы собирались школьными компаниями, мы часто вспоминали какие-нибудь забавные истории давно минувших дней. Я помню историю, которую рассказал нам Коля Мордовский о Е.В. Когда-то он нашкодил, и Е.В. в сердцах сказала при всех: «Какую змею я пригрела на своей груди!». Естественная реакция на такую реплику – это расстроиться или даже обидеться. Но Коля был просто счастлив, он сиял, и не скрывал своей радости. Оказывается, он просто представил (не важно в каком образе), как Е.В. согревает его на своей груди! И ему было хорошо от таких мыслей! Если отношение к истории, как предмету, у меня постоянно менялось в довольно широком диапазоне (от равнодушия в начальных классах, до явной антипатии, правда, это было уже в Университете, и до всплесков любви в зрелые годы), то отношение к Е.В., как к преподавателю и человеку, оставалось и остается неизменным до сих пор. Нам очень повезло с нашими учителями, и Е.В. входит, безусловно, в когорту самых любимых, как и Борис Давидович, Семен Александрович, Клара Мойсеевна, Виктор Федорович и еще многие другие, о которых мы вспомним и расскажем на нашем сайте. А теперь я хочу поделиться своими мыслями об истории и таком неоднозначном отношении к ней. Надеюсь, Е.В. на меня за это не обидится. Честно сознаюсь, к урокам я готовился постоянно, учебник прочитывал добросовестно, и свои заслуженные пятерки получал регулярно. Но особой любви при этом не испытывал, т.е. был достаточно равнодушен, как впрочем, и к другим гуманитарным предметам. То ли дело было радоваться и наслаждаться красивой формулой в математике или получать удовольствие от уравнений и законов физики. Здесь все было понятно, логично и красиво! Скорее всего, такое отношение к истории было на каком-то подсознательном уровне, а прозрение и объяснение этому пришло значительно позже. Подумайте сами, почему мы можем даже сегодня изучать законы Ньютона по «Математическим началам натуральной философии», написанной самим Ньютоном более 300 лет тому назад. Очень просто – потому что они не меняются. И теорема Пифагора времени не подвластна, и 2х2=4 было, есть и всегда будет! А учебники истории переписываются каждые 5 или 10 лет. Что это за наука, которая постоянно меняется (не развивается, а именно меняется)? То, что вчера было черным, сегодня стало белым, и наоборот. Прошел очередной съезд партии, и переписали заново историю. Победа или переломный момент в Великой Отечественной войне произошел во время Сталинградской битвы, а не на «малой земле». Именно Сталинградской битвы, а не битвы на Волге. Почему-то французы не торопятся переименовывать Сталинградский бульвар в Париже в проспект Волгограда. А сколько у нас за это время поменялось названий? Где теперь город Жданов? А разве только вчера мы узнали о том, как вел себя Жданов в блокадном Ленинграде? А где площадь и памятник Дзержинскому в Москве? Таких примеров тысячи, а ведь это наша история, хорошая она или плохая. Не успеваешь следить, где правда, а где ложь. Почему от нас все скрывают в архивах КГБ, и о многих вещах, о которых должны были знать раньше, узнаем только сейчас из передач Сванидзе или из других рассекреченных источников. Когда я поездил по миру, и посмотрел на многие вещи своими глазами, убедился, что в других странах многие события трактуют совершенно иначе, чем в наших учебниках истории. Как говорят в Одессе – это две большие разницы! Примеров тому много. В частности, проработав 8 лет в Корее, я узнал о корейской войне 1950-1953 гг. совсем другое, а не то, чему нас учили наши учебники. И совсем не то, что провозглашал наш уважаемый Никита Сергеевич. Значит, нас просто обманывали, а зачем? Теперь вы понимаете, почему у меня такое неоднозначное, а порой и резко отрицательное отношение к истории. И к обществоведению тоже. Вспомните песенку Юлия Кима о преподавателе обществоведения, и все станет на свои места. «Я все общество ведаю, ведаю, а оно заведует мной!». Надоело. Ну, и, наконец, подошло время высказаться в какие моменты и за что я полюбил историю. Это произошло много лет назад, а точнее в 1980 году, когда я работал в Алжире. Во время зимних каникул мы поехали путешествовать по Сахаре. Кругом песок, один песок. И вдруг пред нами, как во сне, открылся древнеримский город Тимгад. Именно город со всеми его атрибутами – дома, улицы, триумфальная арка, построенная в честь императора Траяна, Капитолий, термы, форум, театр, мраморные колонны и даже публичный дом с соответствующей символикой. А на мощеных улицах остались следы колесниц, глубоко врезавшиеся в камень. Все это можно было потрогать своим руками и как бы приобщиться к истории. Помню, тогда это произвело на меня такое сильное впечатление, что захотелось перечитать историю заново. И читал я ее уже не по учебникам, а по многочисленным книгам, так как интересно было узнать, как можно больше. Те же чувства сопричастности с историей я испытал в Риме у Колизея, у Тадж-Махала в Индии, и много где еще. Т.е., чтобы ее полюбить – надо с ней соприкоснуться, во всяком случае, у меня так получилось. А вторым фактором, изменившим мое отношение к истории, явились книги, написанные математиком академиком РАН Анатолием Фоменко под общим названием «Новая хронология». Кстати, этот термин «Хронология» вместо истории предлагал ввести еще И. Ньютон. Мы должны знать точно время и факты, которые имели место быть, и не навязывать при этом свои суждения и трактовку, тогда и не надо будет переписывать постоянно историю! Пусть эти книги неоднозначно воспринимаются сегодня обществом, но они интересны, и в основе истории, или как Фоменко ее называет «хронологии» используются многие астрономические, физические и математические модели, которые по рассчитанным солнечным или лунным затмениям и другим, достоверно установленным фактам, пересматривают многие даты. Об этом я думаю, мы скоро поспорим при встрече с Е.В., а в заключение, мне хочется поделиться своими впечатлениями об уроке Е.В., на который она меня пригласила в один из моих краткосрочных визитов в Кишинев четыре года тому назад. Урок проходил в новом здании школы. Я предварительно поинтересовался в учительской, как мне найти кабинет истории. Учителя (в основном учительницы), которым было на вид лет так 45, мне популярно объяснили, как найти нужный кабинет, а потом поинтересовались, собственно, кто я такой и зачем разыскиваю Е.В. Когда я им объяснил, что я ее бывший ученик, и она меня учила истории примерно 50 лет тому назад, когда их еще в проекте не было – это произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Они стояли с открытым ртом и долго пытались переварить и осмыслить сказанное. А Е.В. встретила меня с улыбкой, очень радушно, представила меня классу, объяснив… Продолжение » |
|